Добавлено: 13.10.2008 06:37 Заголовок сообщения: Вычегодье, церкви
Предлагаю вашему вниманию рассказ о сентябрьском походе в бассейне Вычегды, от низовьев до Сыктывкара.
Техническая часть.
Старт 8 сентября от Низовки (ж/д станция близ Коряжмы), далее Сольвычегодск, радиалка в Григорово (правый берег Сев. Двины), снова в Сольвычегодск левым берегом, далее все время вверх правым берегом. Радиалки и петли на острова и левый берег, а также вверх по Яренге. Средство передвижения - велосипед (исключая водные участки). Финиш в Сыктывкаре 18 сентября. Примерно 650 км + вода.
Дороги - асфальт (35%), остальное - грейдер, грунт, песок, трава и т.п.
Описательная часть.
Мост в Коряжме разобран из-за паводка, ходит буксир.
Первая церковь на пути в Сольвычегодск - Никольская в Нюбе:
В Сольвычегодске храмы сейчас выглядят так:
Благовещенский собор
Введенский собор
Спасо-Обыденская церковь
Богородице-Рождественская церковь
Троицкая церковь в Григорово
Преображенская в Чакуле, проезд затруднен (грязь)
Преображенская в Белопашино
Успенская в Слободчиково
Воскресенская в д.Урдома. Сюда есть паромная переправа от ж/д ст.Урдома
Богоявленская в Заборье
(находится в глубине крупного острова, попасть можно только по воде)
С трассы ее можно разглядеть издалека в оптику с горы у Малой Толши, а непосредственно с правого берега - лишь из пары точек в двух километрах друг от друга, сквозь деревья:
Благовещенская в Туглиме, разграблена, очень изящная, славилась большим колоколом, отделана изразцами, заходить от д.Бор. Судя по фото в Сети, галерея рухнула недавно.
В Лене - две церкви рядом
Спасская
и Успенская
Христорождественская в Цылибе и Троицкая в Вожеме находятся друг напротив друга через реку. Цылиба - на левом берегу, Вожем - на острове. Перевоз от Лены работает 2 часа в неделю, 3 км по плитам, далее 6 км плохой дороги. Вожем:
Цылиба. Попасть можно только на лодке; летом приезжают трудные подростки с педагогом, вяло восстанавливают
Сретенская в Ошлапье. Левый берег. Есть грейдер от ж/д (ст.Урдома). Можно разглядеть в сильную оптику с горы от Мал.Толши. В прошлом году еще кое-как держалась, рухнула этой весной
На всем протяжении от Григорово до Ирты - грейдер. Небольшой (ок. 4 км) участок асфальта недоезжая Харитоново. Перед Литвино недостроенный участок 13 км, дороги нет. Объезд 20 км через Рябово, тяжелый. Ландшафты и т.п.:
В Ирте рядом две церкви: Спасская (?)
и Воскресенская (?)
кроме того, действующая молельная комната прихода свмч.Евгения Трапезундского в двухэтажном деревянном доме:
От Ирты с небольшими перерывами асфальт до Сыктывкара. Через 2 км влево уходит лесовозка, с очень ровно уложенными колейными плитами (идеально для велосипеда). На автомобиле кое-где лучше ехать рядом по грунту.
По этой дороге можно попасть к полуразрушенным деревянным церквям на Яренге - в Тохте и Чёрве. Для этого примерно на 12-м километре лесовозки надо уйти с плит (повернут к западу) прямо на север, на грейдер. Также есть магистральный грейдер из Яренска (на Очею и далее к северу) - ужасного качества. С него тоже можно попасть в Тохту через мост в Лысимо. Тохта обитаема и обжита, есть телефон (не работает). Екатерининская церковь:
В Чёрве из жителей только медведь. Грунтовая дорога идет вдоль Яренги по правому берегу, в сосновом лесу, в стороне от реки
Ориентироваться надо на идущие вдоль дороги столбы, невзирая на медвежьи следы и более накатанные лесовозами боковые ответвления. К реке периодически отходят отвилки. Яренга на этом участке чрезвычайно симпатична
До Чёрвы от Тохты - 14 км, много песка. От деревни остался один полуразобранный дом и полуобвалившаяся Георгиевская церковь
Яренск и окрестности.
В 4 км от Яренска - Иоанновская церковь в Богослово
Яренск - официально село, центр Ленского района. Попадается интересная деревянная застройка (фрагментарно). Есть гостиница, милиция и т.п. Покровская церковь на южной окраине:
Через дорогу в нижнем ярусе бывшей колокольни - котельная:
В Преображенском соборе - музей, закрыт на ремонт
Рядом с собором - две деревянные часовни, по утверждению сотрудников музея(!) - аутентичные, перевезены из Микшиной Горы. Перед собором - Космодамиановская,
сбоку от него - Георгиевская
На объездной у кладбища - действующая Всехсвятская церковь
Если выезжать из Яренска на юг, можно попасть на берег Вычегды напротив Выемково. Есть две тропы: одна коровья, через пристань Яренск; другая - условно-автомобильная, через Курейную - Лантыш. Вроде бы от пристани ходит катер в Выемково - по-крайней мере, очень похожий на тот, что отошел от пристани у меня перед носом, болтался на левом берегу у села
Выемково, Георгиевская церковь
Дальше уже территория Коми. Тут заснято совсем пунктиром, придорожное - на всякие ответвления не оставалось времени.
Жешарт, деревянная Ильинская церковь. Рядом с ней - новенькая Иоанновская. Обе действующие.
Гам, Архангельская
Вёздино, Никольская
Ну и в заключение просто дорожная коми-картинка
В Айкино по первоначальному плану хотел уйти на левый берег, там в каждой деревне по одной-две церкви. Но паром ходит через день, а из графика я уже выбивался. Ну да ладно - останется для следующей экспедиции :). Отстроенную после пожара Преображенскую церковь не снимал - неинтересный новодел, да и торопился уже. Точно так же в сумерках прошел без остановки Усть-Вымь, хотя она достойна отдельного посещения. Дабы не быть голословным, покажу картинку, снятую на обратном пути из окна поезда - попробуйте сосчитать, сколько на ней церквей:)) (часовни тоже считаются)
Ну и совсем на сдачу.
Сыктывкар, Стефановский собор
Там же, неизвестная мне ранее Александро-Невская церковь на территории воинской части
Ну и вообще в стороне от Вычегды: Микунь, Успенская. От станции в 1,5 км. Докуда успел добежать, пока поезд стоял, оттуда и снял...
Наверное, можно. Вот что нашел: "Из дневника М.Сизова: После 18 километров лесного бездорожья, когда велосипеды приходилось тащить на своем горбу, утопая то в болотине, то в зыбучих песках; после комаров, оводов, мошек и прочей гнуси – появилась деревня Ошлапье. Дорога стала несколько получше – во всяком случае, теперь она была четко обозначена, а не терялась в зарослях". Так что насчет "попасть только по воде" я, пожалуй, погорячился. Визуально от Цылибы дороги не заметно, обе пробитые тропинки ведут к реке.
Да, и совпадает с той, что показана на километровке. Правда, до церкви не доходит несколько километров. Все меняется, могли и построить.
Вот еще цитата в тему: "незадолго до моего приезда наведались в Цилибу двое крепких мужиков. Татьяна еще удивилась: как умудрились по такому бездорожью на своих машинах проехать ? Ее рассказ о церкви и работающих здесь подростках слушали рассеянно, а меж собой толковали о том, что неплохо бы в этом живописном месте туристическую базу построить". Вот и отгадка про дорогу?
Стоит, пожалуй, принять во внимание, что дорога на Суходол тоже свежепостроенная, а новый развесистый храм в Урдоме прилетал освящать сам патриарх на вертолете. Оплачивал строительство и вертолет местный уроженец, а ныне опальный литовский олигарх. Причем, насколько можно судить из , его корни именно в районе Цылибы.
Думаю, на снимке видна старая дорога.
Не думаю, что там видна новая,
даже если она и существует.
Новые дороги такими кривыми не строят.
Кроме того, сам снимок достаточно стар.
Большое спасибо!
Очень интересно и почитать, и посмотреть.
И места - с точки зрения существующих памятников - даже более интересные, чем казалось. Представлялось что бассейн Вычегды - место довольно периферийное с точки зрения архитектурного наследия - а нет, вовсе нет.
И вопрос практически не по теме - но интересно. Как проблема питания фотокамеры решалась ? Камера-то явно цифровая была.
Очень интересный репортаж и высокохудожественные снимки. Можно узнать, сколько времени заняло путешествие и какова средняя скорость перемещения? Заранее благодарен.
Виноват,не внимательно читал. время нашел. Хотелось бы узнать на счет средней скорости по грейдеру, а также по грунтовке от Рябова до Литвиново (видимо после дождя). Спасибо.
Представлялось что бассейн Вычегды - место довольно периферийное с точки зрения архитектурного наследия - а нет, вовсе нет.
И вопрос практически не по теме - но интересно. Как проблема питания фотокамеры решалась ? Камера-то явно цифровая была.
Потратил (не до конца) 2 батарейки CR-V3 (вообще-то дефицит, в Кинолюбителе изредка бывают по 350р., но я нашел жилу: у "часовщика" в универмаге "Москва" по 260р. На лотке у него всего одна штучка, зато регулярно. А если втереться в доверие и заказать - принесет сколько нужно на следующий день. Хорошая вещь!). Ну и на GPS ушло всего 4 или 6 шт. AA, поскольку трек не писал, только как компас-компьютер использовал.
А бассейн Вычегды - это ж еще и Виледь, и Сысола, и Вымь... Да и левый берег у Кожмудорской луки весь в крестах, и почти все целы! Плюс бытовой вударх попадается симпатичный. В общем, стоящие края.
Денис писал(а):
Хотелось бы узнать на счет средней скорости по грейдеру, а также по грунтовке от Рябова до Литвиново (видимо после дождя). Спасибо.
Вам спасибо)
Среднюю скорость посчитать сложно - все-таки это не совсем поход был, скорее "экспедиция" - с многочисленными остановками, петлями и скидками. Вообще-то весь маршрут Котлас - Сольвычегодск - Сыктывкар можно пройти дней за пять-шесть, если не останавливаться и никуда не съезжать. Грейдер в целом приличный, можно держать 16-21 км/ч, иногда до 25. Но есть несколько "плохих" участков, там - 11-15. Ну и рельеф местами.
От Рябово до Литвиново - практически со скоростью пешехода, даже хуже. Более-менее "скоростные" (т.е. проезжие) участки компенсировались бродами, большой грязью или липкой поймой, на которой приходилось регулярно вставать и чиститься. Дождей сильных, насколько знаю, там не было - так, морось. Был один средней силы дождь тремя днями раньше. А большая вода в Вычегду пришла с верховьев, где плотно поливало дней за 10 до того.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах