Помощь  Поиск  Пользователи  Профиль  Проверить личные сообщения  Регистрация  Вход
Холмогоры - Гардарика?

Список форумов на сайте "Малые Острова России"  >  Кают-компания

Ответить на темуНачать новую тему
Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение
Arlin



Зарегистрирован: 05.02.2007
Сообщения: 39

СообщениеДобавлено: 08.05.2007 21:45    Заголовок сообщения: Холмогоры - Гардарика?

Вот что я недавно обнаружила в
"География российская и соседних с областей около 947 году, из книг северных писателей выбрана автора Баера, бывшаго Ориентальной истории и языков Профессора при Императорской Академии наук. Печатано на латинском языке 1747 году. Переводил Кирак Кондратович тогож года.":

"Сочинитель степенной книги, к лету миробытия, от рождества Христова 967 года пишет, "что в то время данники были Чюдь, соседы Новгородские, Славяне, где есть Псков, и Новгород, Белое озеро, Мерия, Ростовское поле, при озере Клещин, Муром, Черемиса, Мордва, Пермь, Печера, Емь, Литва, Семигаллия, Корс, Нерова,Люби, Козари, Волгари Дунайские, Венгры белые, Чехи (Богемцы), Поляки, Лутичи, Мазавия, Померания, Древляне, Дороговичи, Полотчане, Севера, Кривичи, Волынь, при Двине реке поселенные и иные премногие: оные все в старину одним именем назывались "Славяне", но от времен Рюриковых Россиянами именоватись начали"

Дальше Баер критикует приведенный им отрывок, доказывая ,что автор наврал, но оспаривает при этом только в том смысле, что дань по мнению немецких авторов России не могли платить Моравия и Богемия, Польша и Мазовица. Но не оспаривает славянство перечисленных народов.
Эстонов он считает чудью, а чудь - скифами.(Ломоносов, кстати, тоже так считал).

"Есть же Финское имя весьма точно проистолковано от Матвея Белькаго из Венгерского или Магиярского языка, в торой Фены есть: ясность, светлость, сияние, блистание, Финиес, ясный , светлый, Фениессег ясность, Фениессен, ясно, у Молнара."

"... Также Карелия под Владимиром была, и Ингегерд невесте Ярославовой вместо приданого дана. И о Финляндии подданой Российской свидетельствует книга Герворарсага (гл.13) на которыя слова Олай Варелий пишет: здесь приметить надобно, что Финляндия или Венда к Царю Российскому принадлежала. Но по всей Северной Истории нет ничего частяе и славнее, как Холмогород и Гардарикия.Торфей стр.1 и стр. 165. Царского престола Холмогород собранием приежжих многолюден. Есть и великая Провинция, может быть, как он говорит, недалеко от города Холмогорода. Олай Верелий пишет: что Гардер то, что город, замок;в старину город, крепость или область значило. Ибо и Острогард, не восточный город,а область есть Австурланд, как объявляет Сноррон. ... Посему Гардарикия есть как бы Царство области. И без прибавления сего: Рик. Находится: как ОддМонах в жития Олая Тригвонида сказал: ( стр.15) в наступившей весне в Гарду восточную, (или Россею восточную)пошел, в Альдейгиубург один год был. Галфрад Вандрата у Сноррона ( Титул. 1.стр.213) пишет:Восток и Гардия. От сих речрей, и иных многих явствует, что все Царство Российское от границ Шведских, к самому полдню и к востоку названо Гардарикею. И тем же образом многия места находятся, на которых Холмгород темиж областей именами прозван был. Не хочу я здесь доказательств приводить, ибо оныя везде в моих разглагольствиях находятся. Есть же довольно известно, что Голм называется остров, и Холмгород есть область островов. ... Олай Верелий ( в примечаниях на Сагу Гошика. стр. 96) пишет: В "Олаф Саге" называется самая Столица Голмгар, и оной подданная область Гард. В Олафссаге Сноррона Штурлеа ничего такого я не сыскиваю. Содержание слова Голмгард зделало, что из Шведов некоторые думали, что найпаче так та область названа, которая от Карелии и Финляндии восточной заключается. В котором мнении много правды содержится, для того чтовся тамошняя сторона так озерами и болотами наполнена, что вся есть на островах. Однакож я верю,что и Эйстландию считано между оною Холмгардиею собственною, от части для того, что и оную древние островом называли, от частиж что тот же народ оною владел, который в Карелии и в Финляндии. В прочем же что ни было, то Гардарикею прозвано: но я вижу, что оныя имена многократно между собою мешаются и сообщаются.

Наконец Россию в тогдаших временах и Грециею прозвано. Приведу я свидетельство. Адам Бременский пишет:" из Шлезвинга корабли отпущают в Славонию, или в Швецию, или в Семландию и до самой Греции." Пространне он на другом месте объявляет: (В Истории Эстландской стр. 19) "ибо ежели морем поплывешь, от Шлезвинга или Альденбурга, чтоб приплыть к Юмине (к Виннете или Юлину) от самого города парусы подняв, в сорок три дни поспеешь в Остроград Русский, которого столичный город есть Хйве, подражая Скипетру Константинопольскому, преславное украшение Греции."...

"Уже я более и более хочу рассуждать, когда в древностях Шведских и Норвежских, путешествия Скандинавцов в Грецию упоминаются, то та ли у многих есть Россия? Подлинно Остеруйги когда о корабельном плавании говорят, то ни какой путь быть не мог, как токмо в Россию береговую, как Вуестеруегин называют плавание к Западу, и от туда в Англию, Гишпанию и Грецию. Иоанн Перингскиолд (В житии Феодорика Короля, стр. 454) чтоб из оных трудностей выпутаться, и показать, что его граждане плыли в Грецию и в Иерусалим вверх против Двины реки, или иною рекою какою. Доводит в Гардарикию, и говорит, что оттуда приведенные суда на плечах носят к самому Днепру."
"Чтож больше? Уже никакого нет припятсва. Я ведаю, что пишет Константин порфирородный, что Россияне при водяных порогах лодки свои носили: но та дрорга была коротка, на против же сия от Двины к судопроходному Днепру далеко больше. И большие были суда Северныя, нежели чтоб можно было оныя носить, или по Днепру плыть. По сему гораздо ближе было, приплыть судами к пристаням Российским, от туда Сухим путем к Днепру и в Смоленск, с гребцами и лодками Словенскими в Понт плыть. Я не спорю, что многократно плыли в Константинополь Скандинавцы, особливо с того времени, как жалованье брать насали: и пристаю на том, что многие камни свидетельствуют. Но камни и Греческое имя по видимому России присвояют. ..."


Холмогоры - одно из древнейших русских поселений на Беломорском Севере.

Первое упоминание о Холмогорах встречается в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича 1138 года. Ныне село Холмогоры расположено на левом берегу реки Курополки, рукава Северной Двины, в 76 км от Архангельска. Но так было не всегда.

Название "Холмогоры" собирательное, первоначально объединявшее несколько десятков сел, деревень и посадов, расположенных на возвышенностях холмах вдоль берегов Северной Двины. Никаких гор в привычном понимании здесь нет. Северная Двина в этом месте разделилась на множество рукавов и имеет в ширину 16 километров. Все поселения расположены на островах, окруженных со всех сторон водой. Сообщение между ними раньше было только по реке, да к тому же и все жители раньше занимались рыболовством. Поэтому из Холмогор вышло много знаменитых мореходов.

Так откуда же появилось название Холмогоры. Толкование слова «холм» в названии - холмистая земля или местность. "Гора" в слове "Холмогоры" означает то же самое, что и "угор", то есть «берег, матерая земля». Говорят: "поднять карбас на гору", то есть на берег. "Ехать горой", то есть берегом.

Как географическое название Холмогоры упоминаются уже в первой половине XIV века в грамоте великого князя Ивана “К Двинскому посаднику на Колмогоры”.

Трудно найти в России другое село, которое было бы так же известно, как Холмогоры.

При въезде в село Холмогоры стоит знак - указатель. По замыслу архитектора Игоря Скрипкина, знак сделан в форме окна. На правом его ставне высечены названия посадов, составлявших в старину Холмогоры. На левом - увековечены имена великих земляков: Михаила Ломоносова, Федота Шубина и архиепископа Афанасия.

За много веков своего существования село прошло немалый исторический путь.

Холмогоры - столица легендарной Биармии, крупнейшая меховая ярмарка XI века, крупный административный, культурный и торговый центр Заволочья (позднее Двинской земли), сначала в составе Новгородского, а с середины XV века Московского княжеств. Выгодное расположение Холмогор на перекрестке водных артерий, широкая торговля мехами, "царской рыбой" (стерлядью), солью давали большую прибыль. В Холмогорах появились дома иностранцев, конторы, склады товаров, была сооружена первая в стране

канатная фабрика. В XV веке, когда другой связи с морем у русского государства не имелось, из Холмогор выходили русские суда в страны Европы, а сюда прибывали английские и голландские торговые корабли, а это значит, что Холмогоры были первым и единственным в то время морским портом России. Только по причине мелководного рейда в XVI веке в семидесяти верстах от Холмогор, в устье Северной Двины, был основан другой морской порт – Ново-Холмогоры, впоследствии получивший название Архангельск.

Холмогоры - родина отечественного кораблестроения. Здесь, в 13 верстах от Холмогор - в деревне Вавчуга – братьями-купцами Осипом и Федором Бажениными была построена первая в России частная корабельная верфь. В честь этого события на небольшом острове Городище Петр I посадил кедр. В Вавчуге в середине XVI века была построена первая на русском Севере лесопилка. Таким образом, Вавчуга стала родиной отечественного торгового судостроения и лесопиления.

В Холмогорах в 1781 году была открыта мореходная школа - старейшее морское училище нашей страны.

В 4 километрах от Холмогор, в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) на Курострове в 1711 году в семье помора Василия Дорофеевича родился сын Михайло - Михайло Васильевич Ломоносов. Попасть на Куростров летом можно только на пароме, а зимой по льду реки. Отсюда десятилетним мальчиком отправлялся он с отцом на галиоте "Святой архангел Михаил" в дальние плавания по Белому и Баренцеву морям, отсюда в дальний путь вместе с рыбным обозом по Государеву тракту за знаниями ушел он в Москву. Мемориальный дом-музей М.В.Ломоносова стоит, по преданию, на месте дома Ломоносовых. В нем немало интересных экспонатов, освещающих жизнь первого российского академика, но одной из первых ценностей является купель, вынесенная когда-то из горящей деревянной церкви, в которой, по преданию, крестили Михаила Ломоносова. Сейчас в музее более четырех тысяч экспонатов, а в селе установлен памятник великому земляку.

Холмогоры – родина великого русского скульптора XVII века – Федота Ивановича Шубина. Федот Шубин родился 17 мая 1740 года в крестьянской семье на Курострове.

Зимой 1759 года, подобно своему земляку, Михайло Ломоносову, пришел в Санкт-Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 году по Высочайшему повелению определен в Академию художеств. Его произведения можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Оружейной палате в Московском Кремле.

Уроженцем Холмогор был и преподобный Феодосий Сийский. В Холмогорах он жил до 18 лет, прежде чем уйти Свято-Троицкий Антониев - Сийский монастырь.

Вместе с тем Холмогоры служили местом "царской" ссылки. Здесь на территории комплекса Спасо-Преображенского собора и Архиерейских палат (построенных в 1685 – 1691 годах) отбывали свое заточение по велению императрицы Елизаветы Петровны "секретные арестанты" - государев наставник князь Вяземский и свергнутая правительница России Анна Леопольдовна с супругом Антоном Ульрихом. В Архиерейском доме видный политический и церковный деятель конца XVII века архиепископ Архангельский и Важеский Афанасий принимал Петра I во время его поездок в Архангельск. В Холмогорах 27 июля 1819 года во время своего путешествия в Архангельск останавливался на ночлег другой русский царь - Александр I.

Издревле Холмогоры славились своими промыслами. Много веков в Холмогорах существует промысел художественной резьбы по кости. Еще указом царя Алексея Михайловича отсюда выписывались мастера для украшения Оружейной палаты Московского Кремля. И сегодня в Холмогорах существует фабрика художественной резьбы по кости. О высоком мастерстве современных косторезов говорят медали и дипломы Всемирных выставок в Париже, Брюсселе, Монреале и Осаке.

Холмогоры - родина всемирно известной породы молочного скота "холмогорки". С 1933 года в Холмогорах ведет свою работу Государственная племенная станция, которая за годы своего существования поставил в различные регионы страны более 100 тысяч племенных телок и бычков холмогорской породы.

В канун Великой Октябрьской социалистической революции Холмогоры стали местом политической ссылки. Так в Холмогорах отбывал ссылку К.Е.Ворошилов.

В конце XVIII века Холмогоры стали центром уезда.

С 1923 года город Холмогоры были снова переименованы в село.

С 1929 года Холмогоры - центр одноименного района.

В 1937 году в Холмогорах остановилась экспедиция Отто Юльевича Шмидта, известного советского полярного исследователя по пути на Северный полюс.

Сегодня Холмогоры - районный центр с пятитысячным населением, вторая кафедра епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, уникальный памятник истории и культуры.

http://www.dgm.com.ru/modules.php?op=modload&name=filehtml&file=index&page=holmogory


Старинные водные пути
Автор: Плечко Л.А.

М., "Физкультура и спорт", 1985 г.

Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины.
М. И. Калинин

Книга "Старинные водные пути" - первая попытка не только дать краткий обзор истории древних водных путей России, истории возникновения и развития русского каналостроения, но и рекомендовать туристские маршруты по ним. В основу книги легла обширная литература с начала XIX в. по настоящее время, архивные материалы, отчеты туристов, прошедших некоторые из старинных путей, ответы на запросы в местные организации (музеи краеведения, советы по туризму и экскурсиям, сельсоветы, школы, и т. д.). Книга предназначена для самодеятельных туристов - водников, однако, отдельные маршруты доступны пешеходам, лыжникам, водно - моторникам.

Северные и Северо - Восточные (заволочные) пути новгородцев

Сношения новгородцев с северным краем восходят к весьма отдаленным временам. Существуют указания, что в конце VIII в. новгородские ватаги ловили на Белом море рыбу, били тюленей, брали дань с местных жителей. Все это привело к колонизации края. Заволочьем называлось обширное пространство земель, расположенных "за волоком", к северу и северо - востоку от Волго - Северо - Двинского водораздела. Сюда входили земли Двинские, Мезенские и Печорские. Ранние сношения новгородцев с северным краем создали здесь и водные пути сообщения, в те времена единственно возможные. Был проложен ряд путей на север и северо - восток :

1. Волга - Шексна - Белое озеро - река Ухтомка - озеро Волоцкое - волок в озеро Долгое - река Модлона - озеро Польшемское - река Ухтомка - озеро Воже - река Свидь - озеро Лача - река Онега - Белое море (маршруты 28 - 29).

2. Волга - Шексна - Белое озеро - река Ковжа - волок в реку Вытегра - Онежское озеро - реки Водла - Черева - волок в озеро Волоцкое - реки Волошева - Поча - озеро Кенозеро - реки Кена - Онега - Белое море (маршруты 29 - 30). На этих путях возник торговый центр и пристань Белозеро, упоминавшееся в летописях уже под 862 г., когда оно якобы стало резиденцией князя Синеуса, одного из братьев Рюрика. Археологические раскопки показали, что древнее Белозеро находилось не там, где современный Белозерск, а на правом берегу Шексны, в 1 км от ее истока из Белого озера.

3. Наиболее оживленный водный путь проходил по Волге, Шексне, ее левому притоку Славянке - Никольскому озеру, волок в озеро Благовещенское, далее по реке Порозовица, озеру Кубенское, рекам Сухона, Северная Двина, Белому морю. О существовании этого пути упоминается в Белозерской уставной грамоте за 1488 г. : "А на Волочке на Словенском держать своих пошлеников, а явку (пошлину) емлют с гостей... кто прийдет из Московские земли, из Тверские, из Новгородских и с Устюга и с Вологды, а который гость заплатит пошлину на Волочке, а на том другие пошлины на Белозере не емлют". Акты Архангельской экспедиции No 123 (маршруты 54, 55).

4. Миновав Великий Устюг, где Сухона слившись с Югом, под общим названием Северной Двины резко поворачивает на север, часть караванов шла в Мезенские земли, в устье Вычегды и далее вверх до устья правого притока - Яренги, по которому шел дальнейший путь. Он продолжался до места, откуда существовал волок (20 - 25 км) в верховье Вашки, левого притока Мезени (маршрут 31).

5. Вторым соединительным и более удобным звеном между бассейнами Вычегды и Мезени служила река Вымь, правый приток Вычегды. Путь шел по ней, затем по ее правому притоку - Елве, которая близко подходит (6 км), к Ирве, левому притоку Мезени.

6. Связь с третьей, самой восточной, частью Заволочья - Печорской осуществлялась по Вычегде, ее правому притоку - Чери Вычегодской, далее короткий волок (менее 1 км) на левый приток Печоры - Ижму.

7. Второе соединение бассейнов Вычегды и Печоры осуществлялось с помощью Мылвы Северной, или Печорской, и Мылвы Южной, или Вычегодской (волок 5 км). В итоге получался сплошной водный путь более 3000 км, начинавшийся у Славянского волока и оканчивавшийся у устья Печоры. От этого пути отходило множество боковых водных путей в ряде мест обширного заволочного края.

8. Были еще волоки, соединявшие Северную Двину с Пинегой, Мезенью и Печорой. Они проходили по правому притоку Северной Двины - Пукшеньге, волок на левый приток Пинеги - Покшеньгу (маршрут 32), по Пинеге, ее правому притоку Ежуге, волок на левый приток Вашки - Зырянскую Ежугу, по Мезени, ее правому притоку Пезе, Волоковым озерам, волок в левый приток Печоры Цильму. Об этом пути есть упоминание в Вымско - Вычегодской летописи:".. лета 7007 шедшу князь Петр Ушатой с волгожаны, двиняны, важаны Пинегою, Колою, Мезенью, Пезою, Чильмою на Печору реку на Пусту".

9. Кроме того, был путь по Пинеге, Кулою, Мезени, Мезенской и Печорской Пижмам в Печору (маршруты 33 - 35).

10. С Печоры существовал также выход на Обь: вверх по правому притоку Печоры Щугору и его правому притоку Волоковке (само название указывает на существование здесь волока), волок в один из притоков Северной Сосьвы - левый приток Оби. Кроме перехода в Обь со Щугора был волок с Илыча в один из притоков Северной Сосьвы (маршруты 36 - 37).

Поскольку по большей части этих маршрутов нет описаний и отсутствуют отчеты туристов, здесь предлагаются для самостоятельной разработки некоторые из них.

Северо - Двинская водная система

В 1823 г. в районе города Кириллов на плоском заболоченном водоразделе между Шексной - левым притоком Волги (ныне впадающей в Рыбинское водохранилище) и Порозовицей, вытекающей из озера Благовещенское и впадающей в озеро Кубенское, были проведены изыскания. В этом месте проходил древний волок важного водного пути освоения Заволочья. Отсюда шел и Великий путь на восток, в Сибирь.

К 1825 г. относится начало работ, а в 1828 г. по новому пути прошли первые суда. Строителями был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, расширен и углублен фарватер речек между водораздельными озерами. На Волжском склоне построено 5 шлюзов, поднимавших суда на 10 м, в том числе 4 на Топорнинском канале. На Двинском склоне установлено 4 шлюза, опускавших суда на такую же высоту. Путь проходил по Топорнинскому каналу (7 км), озеру Сиверское (3, 14 км), Кузьминскому каналу (1, 17 км), озеру Бабье, или Покровское (2, 26 км), реке Поздышка (2, 13 км), озеру Зауломское (4, 48 км), Вазеринскому каналу (2, 08 км), через водораздел к озеру Вазеринское (1, 1 км), по второму Вазеринскому каналу (2, 99 км), озеру Кишемское (1, 71 км), Кишемскому каналу (2, 65 км), реке Иткла (0, 59 км), озеру Благовещенское (5, 61 км), реке Порозовица (28, 15 км), озеру Кубенское (61, 9 км), реке Сухона от истока до плотины и шлюза "Знаменитый" (7, 47 км). Общая длина пути - 134 км. Щлюз "Знаменитый" строил инженер В. Я. Шишков, впоследствии известный писатель. В то время сооружение это считалось чуть ли не чудом гидротехники.

В дальнейшем Северо - Двинекая система неоднократно переделывалась и совершенствовалась. В 60 - 70 гг. XIX в. были углублены и расширены каналы, ликвидирована часть шлюзов. Вместо 12 их стало 7: 1 - на Верхней Сухоне, 2 - на Порозовице, 1 - на Кишемском и 3 - на Топорнинском каналах. В первый период существования СевероДвинской системы по ней осуществлялось оживленное судоходство так, в1888г. прошло свыше тысячи судов. В Петербург везли рыбу, пушнину, пиломатериал, а в Архангельск - промышленные товары, дубовый лес. После создания железной дороги к Архангельску Северо - Двинский путь утратил свое значение. Несовершенная водная система не могла конкурировать с железнодорожным транспортом. В годы Советской власти проводились работы по ее улучшению, однако роль системы, особенно после сооружения Беломорско - Балтийского канала, еще более уменьшилась. В настоящее время Северо - Двинская система обслуживает главным образом местную линию Вологда - Кириллов.

Литература: 7, 22. 102, 113, 114, 124, 132, 143

http://www.skitalets.ru/books/star_puti/index.htm#sec20


Последний раз редактировалось: Arlin (09.05.2007 12:09), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профильОтправить личное сообщение Ответить с цитатой
Arlin



Зарегистрирован: 05.02.2007
Сообщения: 39

СообщениеДобавлено: 09.05.2007 10:26    Заголовок сообщения:

А вот еще интересное свидетельство:

Овсянников О.В. 1991
Научно-популярное издание
ПАМЯТНИКИ АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА
Составитель А.А. Куратов
Северо-Западное книжное издательство, Архангельск, 1991.


В тридцати трех километрах к югу от Холмогор, на левом высоком берегу Северной Двины, в местности с романтическим названием Орлецы находятся остатки северной старинной крепости XIV в.— памятника, связанного с начальными усилиями Москвы по объединению русских земель. Крепость, стоявшая на неприступном скалистом мысу, воистину была Орлецом — она властвовала над неширокими, зажатыми в каменные берега «воротами» в Нижнее Подвинье.
В 1342 г. «Лука Варфоломеев, не послушав Новгорода и митрополичья благословения и владычня, скопив с собою холопов збоев и поиде за Волок на Двину и постави городок Орлец, и скопив емчан, и взя землю Заволотскую по Двине, все погосты на щит». Это летописное известие дает точную дату основания Орлецкого городка и начинает рассказ о драматических событиях на Двинской земле, которые продолжались более полувека. События эти имели большой общерусский политический резонанс — впервые была предпринята попытка отторгнуть от Новгорода одну из богатейших его провинций. С начала XIV в. в северных землях формировались крупные феодальные вотчины. Новгородские бояре скупали земли у местного населения, обменивали их друг у друга, «прикупали» к имеющимся владениям новые участки. Можно предполагать, были моменты, когда земельные споры между ними решались в ожесточенной борьбе. Пример тому—поход Луки Варфоломеева, происходившего из богатой семьи новгородских посадников (его предок—новгородец Миша, герой Невской битвы). Поход этот Великий Новгород явно не одобрил. В том же 1342 г. Лука во главе отряда в 200 человек бился с заволочанами и в схватке был убит. В далеком Новгороде это известие вызвало восстание «черных людей», которые обвинили в гибели Луки боярскую верхушку и новгородского посадника. Сын Луки — Онцифор, вернувшись в Новгород, подтвердил версию о пособничестве новгородских верхов в намеренном убийстве отца. И собрались два веча — событие, характерное для новгородской жизни того времени. Между сторонниками Онцифора и его противниками произошли столь бурные столкновения, что потребовалось вмешательство владыки. Онцифор «с своими пособниками» бежал из Новгорода, разногласия в новгородских верхах иллюстрируют один из эпизодов борьбы за власть в Великом Новгороде.
В 1386 г. обостряются отношения между Новгородом и великим князем Дмитрием Федоровичем. На этот раз новгородцам удалось откупиться: они послали князю 3000 рублей — «привели то серебро и даша великому князю, а 5000 рублев докончали великому князю на Заволоцкой земли», за то что заволочане совершали набеги на Волгу. Можно предполагать, что вплоть до 1397 г. Орлецкий городок, являясь укрепленной боярской усадьбой, был военным и административным центром Подвинья.
В 1397 г. великий московский князь посылает в Заволочье своих бояр с предложением «ко всей Двинской слободе» порвать с зависимостью от Новгорода и перейти под покровительство Москвы. Посланцы успешно справились со своей миссией. В том же году Орлец-городок упоминается в Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича. На короткий промежуток времени Двинская земля переходит под власть московского князя. Была предпринята попытка решить конфликт мирным путем: «Новгородцы же послаша к нему (князю Василию) владыку Иоанна и посадника Богдана и Кирюлу Дмитриевича, и князь не принял владычня благословения ни новгородского челобитья». После этого в Новгороде недвусмысленно отозвались на события на Двине: «Не можем, господине, отче святый, сего терпеть от великого князя Василия Дмитриевича: отнял... у Великого Новгорода пригороды, волости, наши вотчины, хотим поискать своих вотчин». Летопись рисует новый поход новгородцев на Двину как весьма значительный: в поход за Волок направилась рать числом восемь тысяч человек. По пути новгородцы разорили белозерские и кубенские волости, взяли Устюг и сожгли его. После этого «поидоша вниз по Двине, воюючи к Орлецу, городку двинскому».
К сожалению, летопись, обрисовав значение Орлецкого городка в системе московско-новгородских отношений в конце XIV в., не говорит о том, что представляла собой знаменитая двинская крепость, почему новгородцы не могли взять ее не только «изгоном», то есть с ходу, но и после продолжительной осады.
До конца прошлого столетия многие ученые считали, что летописный Орлец располагался на Вологодчине, в 40 км от Устюга Великого на берегу р. Сухоны. Однако анализ летописных данных, особенно детали похода новгородцев, шедших «вниз по Двине», позволяет считать эту точку зрения несостоятельной. Орлецкую крепость следовало искать только в Нижнем Подвинье, в самом центре Двинской земли. Недалеко от Холмогор есть старинная деревня Орлецы. В XVII в. здесь добывали строительный камень для гостиных дворов в Архангельске и каменных построек в Подвинье. Здесь же вел разработки строительного камня Соловецкий монастырь, получивший право «на Двине на Орлеце камень белой ломать и дрова сечь и известь жечь». Орлецкие карьеры на противоположном от городища берегу используются и в настоящее время.
Впервые осмотрел Орлецкое городище и понял, что перед ним Орлец, упоминаемый в летописях, не историк и не археолог, а любитель старины служащий Архангельского губернского статистического комитета А. Г. Тышинский, который и доложил о своей находке участникам I Русского археологического съезда в 1869г.
В 1959 г. городище было осмотрено археологической экспедицией Архангельского краеведческого музея, а в 1970—1971 и 1985—1986 гг. на нем Ленинградским отделением Института археологии АН СССР при участии областного краеведческого музея были проведены археологические раскопки.

Да, именно здесь, на высоком скалистом берегу могучей северной реки, находятся руины летописного Орлеца. Проведенные работы показали, что это единственное на территории архангельского Севера средневековое городище, имевшее сложную планировочную структуру. Детинец (кремль) занимал юго-восточную часть четырехугольного в плане городища — самую оконечность мыса, образованного крутым изгибом Северной Двины. Его прикрывала со всех сторон 100-метровая полоса окольного города (посада), имевшего в свою очередь дополнительные укрепления в виде валов и рвов. С двух сторон городище было защищено 25-метровым обрывом в сторону реки, а с напольной, или «приступной» (с которой вероятнее всего можно было ожидать нападения), стороны прикрывалось мощным поясом: ров и вал начинались от самого берега, доходили до северо-западного угла крепости, потом поворачивали и продолжались до юго-западного угла. Причем на юго-западной стороне сохранилась целая система оборонительных сооружений, состоящая из трех отрезков валов и рвов. Усиление обороны данного участка крепости можно объяснить отсутствием здесь естественных препятствий, и следовательно, большей уязвимостью при наиболее вероятном для штурма направлении.
В конце XIX в. по всей трассе детинца еще видны были мощные развалы орлецкого плитняка, и А. Г. Тышинский описал свое наблюдение так: «...архитектура этой XIV века стены служит доказательством, что строившие ее или не имели никакого понятия о строительном искусстве, или же намеревались построить не стену, а каменный вал, так как вся эта стена построена из щебня, залитого известью». Это сейчас мы знаем, что новгородцам известно было «строительное искусство»; не только предшествующее время, но и весь XIV в. для Новгорода был периодом интенсивного военного и церковного строительства. Уже первые метры вскрытого археологами в 1970 г. вала принесли сенсационное открытие — внутри вала детинца в хорошем состоянии сохранилась настоящая каменная стена. Это был не аморфный по своей структуре «каменный вал», как полагал А. Г. Тышинский (он видел лишь развал камня на поверхности), а регулярная каменная кладка, сохранившаяся на двух фасах крепости на протяжении почти 300 метров! Конструкция каменных стен Орлецкого кремля оказалась на всех исследованных участках единообразной — лицевые кладки стен сложены из разновеликих, но мощных и хорошо пригнанных известняковых блоков, уложенных на известняковом же растворе. Внутренняя часть стен забутована более мелким плитняком. Ширина стен на всех участках практически одинакова — 2,8 м. На стыке западного и северного прясел детинца были отрыты руины мощной воротной башни (она сохранилась по высоте почти 2 м, внешние размеры ее 5Х8,5 м). В проезжей части этой четырехугольной в плане башни частично сохранилась вымостка из небольших плит, уложенных насухо.
Таким образом, археологические исследования показали, что детинец Орлецкой крепости, заложенной Лукой Варфоломеевым в 1342 г., имел каменные стены и каменную воротную башню, техника сооружения которых позволяет отнести Орлецкий кремль к кругу памятников новгородского каменного оборонного зодчества XIV в. Орлец представляет значительный интерес для изучения каменного оборонного зодчества Северной Руси — он «одевался» камнем в то время, когда Москва еще не имела каменных крепостных сооружении,— и входит в десятку древнейших русских каменных крепостей.
Орлецкое городище интересно и тем, что в этом памятнике наряду с архаичными чертами — максимальное использование естественных преград, «утопленность» башни в толще стен (воротная башня не выступает за линию крепостной стены, что значительно снижало ее роль при ведении фланкирующего огня) — отчетливо проявляются и прогрессивные тенденции в русском каменном оборонном зодчестве. Прежде всего эти прогрессивные тенденции сказались в прямолинейности (регулярности) каменных стен Орлецкого кремля, в явном стремлении к регулярности общей планировки. Не вызывает сомнения, что Орлецкую каменную крепость в далеком Заволочье воздвигли новгородские мастера, хорошо знавшие фортификационное искусство своего времени.
Во время раскопок 1985—1986 гг. исследовались участки культурного слоя на территории детинца, были найдены фрагменты глиняных горшков, железные ножи, пряслице из моржовой кости, железное писало-стиль. Остатки обгорелых деревянных построек свидетельствуют о том, что они погибли во время пожара и осады. Удалось также исследовать и оборонительные сооружения окольного города: на стыке северной и западной сторон посада вскрыли участок вала длиной около 15 м и высотой почти 2 м. Когда первые лопаты снятого грунта обнажили «тело» вала, оказалось, что оно буквально «нашпиговано» мощными бревнами. Деревянная конструкция из них наподобие клетки должна была предохранять вал от оползания со стороны городищной площадки. И конструкция выполнила эту функцию— песчаный вал до сих пор не потерял своей первоначальной формы. На укрепленном валу строители крепости возвели деревянные крепостные стены. Таким образом, каменные стены и башня кремля подкреплялись мощными деревоземляными укреплениями окольного города!
Становится понятно, почему многочисленная новгородская рать «споткнулась» об Орлец. Летописцы по-разному описывают события под этой крепостью. Новгородская летопись субъективна в их оценке: «...а под Орлецом стояше месяц, бьюще порокы. Заволочане же с города убиша Левушку Дичкого, наши же взяша Орлец и разгребоша». Устюжский лесописец иначе рассказывает о финале осады новгородцами двинской твердыни: «И стояша под Орлецом 4 недели и поставиша порокы. И вышед двиняне из городка Орлеца и добиша челом воеводам», то есть одна летопись свидетельствует о падении Орлеца во время удачного штурма его, другая — о сдаче крепости. Однако оба летописца указывают на длительную осаду города. Не сумев взять Орлец с ходу, новгородцы применили широко распространенный в то время в древней Руси способ длительной осады — «облежание». Любопытен и тот факт, что осаждающие были вынуждены применить камнеметные орудия — «порокы». Среди миниатюр II (Остермановского) тома Никоновской летописи имеется одна, связанная с событием под Орлецом,— «Осада Орлеца новгородцами», где осадные камнеметные машины новгородцев художник XVI в. изобразил вполне реалистично.
После падения Орлец, как свидетельствует летопись, был разрушен — «городок скопаша и разгребоша». Двинские «смутьяны» были сурово наказаны: «воеводу двинского Ивана Микитина, приведя в Новгород скинуша с моста» в бурный Волхов, его братья—Герасим и Родион «постригошася в чернецы», а Анфалу удалось убежать. Анфал еще несколько раз в первые годы XV столетия будет приводить на Двину устюжскую рать, пока не погибнет в одном из сражений.
Двинские земли освободятся от новгородской власти только в самом конце XV в., когда сам Господин Великий Новгород потеряет свою независимость. Однако как военный и административный центр Двинской земли Орлец никогда уже не возродится. В последующее время название Орлец (Орлецы) будет упоминаться лишь в качестве географического пункта. В XVII в. на Орлецком мысу — «носе» находились две деревянные церкви—Николы Чудотворца (1600) и Ильинская (1695). Позднее церкви были перенесены в деревни Паниловскую и Ступинскую. Пожалуй, одно из последних значительных событий, связанных с упоминанием Орлеца, произошло в июле 1693 г., когда двинской воевода и окольничий Андрей Матвеев выехал из Холмогор «на встретенье» Петра I и встретил его около Орлеца.
http://fortress.vif2.ru/list/orletc/kuratov.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профильОтправить личное сообщение Ответить с цитатой
Arlin



Зарегистрирован: 05.02.2007
Сообщения: 39

СообщениеДобавлено: 11.05.2007 18:23    Заголовок сообщения:

http://projects.pomorsu.ru/Archeology/Kholmogorsky.htm
Древние стоянки Севера - Холмогорский район
Вернуться к началу
Посмотреть профильОтправить личное сообщение Ответить с цитатой
Arlin



Зарегистрирован: 05.02.2007
Сообщения: 39

СообщениеДобавлено: 11.11.2007 16:01    Заголовок сообщения:

Для Маргаритинской ярмарки в Архангельске, а правильнее – Маргаритинской ЯРМОНКИ (таково ее официальное название) историческим и культурным стержнем традиционно был и остается осенний праздник поморского Новолетия 14 сентября - «Поморский Новый год». Ежегодно знаменитая ярмонка в Архангельске начиналась именно с этого дня.

Тайны древней ярмарки


Исходя из сказанного возникает закономерный вопрос, а что же на самом деле означает название Маргаритинская и сколько же лет этой ярмарке?
Маргарита в переводе с греческого и латыни означает «жемчужина», и это определение очень подходит к главной торговой ярмарке Архангельска. Но с другой стороны термин «марго» на латыни означает «середину, перелом, переходный момент». Если учесть что маргаритинская ярмарка начиналась в Новолетие 14 сентября, которое известно как допетровский новый год, то эта версия тоже выглядит убедительно.
Но есть и еще одна версия, которая особенно интересна с точки зрения истории появления ярмарки. Саги древних исландцев донесли до нас сведения о том, что уже во второй половине X века в низовьях Северной Двины существовал торговый город, у которого дал бой конунг Харальд Серая Шкура, правивший в примерно с 960 по 970 год. Есть все основания предполагать, что этот город находился на месте чудского урочища Пур, так как это самое высокое место в округе, почти не затапливаемое вешним половодьем, и к тому же именно здесь сходятся все пять рукавов Северной Двины, что стратегически очень выгодно для морского города.
А в 1026 году низовья Северной Двины посетили другие исландские викинги Карле и Торир Собака. По их описаниям здесь в устье Северной Двины находился торговый город, где ежегодно проходила ярмарка! «Викинги купили на ней много мехов, а потом перед отплытием решили ограбить кладбище и стоявший там храм местного бога Иомалы. Чтобы снять золотые украшения с истукана Иомалы они отрубили ему голову, а услышавшие шум местные стражники начали трубить в рога. Тогда викинги бросились к своим кораблям и покинули ярмарочный город на Северной Двине».

МarGarda jahrmarket?


Лингвистический анализ позволяет нам говорить о том, что по звучанию слово «маргаритинская» очень близко к названию «mar garda”, что в переводе означает “морской город”. Не случайно древние исландские саги называли нашу страну «Gardariki” – «страной городов». Любопытно, что и слово ярмарка (поморы чаще употребляли слово “ярмонка”) отнюдь не русского происхождения – «jahr markt” означает на древнегерманских диалектах “годовой рынок”. Таким образом, маргритинская ярмарка вполне соответствует словосочетанию «мargarda jahrmarket” – “ежегодный рынок морского города”.
Стоит заметить, что уже в первой половине XII века в чудском урочище Пур-наволок появляется Михаило-Архангельский монастырь первые отрывочные сведения о нем восходят еще к 1136 году. Он был основан новгородцами с целью обращения местной чуди в христианство.
Таким образом, история возникновения Маргаритинской ярмарки свидетельствует о глубокой древности этого ежегодного торгового события, что выводит ее в число наиболее значимых исторических ярмарок в России.


Иван Мосеев

http://www.pomor-rus.org/rus/margaritYarmonka.htm

Правка Профиль Цитата Ответить
Вернуться к началу
Посмотреть профильОтправить личное сообщение Ответить с цитатой
Показать сообщения:   
Список форумов на сайте "Малые Острова России"  >  Кают-компания  >  Страница 1 из 1



Ответить на темуНачать новую тему
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Текущее время 15.09.2020 06:09 Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group Часовой пояс: GMT + 3