Пянтег   
Пянтег. Богоявленская церковь. Фото В.Шелемина.


Пянтег

Достоверной информации о Пянтеге, похоже, не существует. Время основания села теряется в глубине веков. Кто основал - неясно, и даже само название, хоть и звучит на местный лад, к известным угро-финским языкам не имеет отношения. Была ли здесь крепость, или только городище? Кто построил церковь - пришлые славяне или крещеные аборигены? Была ли она церковью изначально? Сплошные вопросы. Логично было бы, подобно Хармсу, завершить этот текст фразой: "Поскольку нам ничего про Пянтег не известно, то и писать о нем мы не будем". Но место это всё же существует, так что попробуем, украшая текст вводными фразами, дабы успокоить специалистов, описать увиденное и пересказать услышанное. Итак, есть мнение, что...

Общие мнения и домыслы

Есть мнение, что населенный пункт на высоком берегу Камы появился в незапамятные времена - раньше всех прочих, доживших до наших дней. И назвали его некие жившие здесь люди Пянтегом - на своём праязыке, который, не имея ни письменности, ни сохранившихся устных памятников, вряд ли будет когда-либо реконструирован, разве что физики с компьютерщиками научатся, наконец, читать бесконечно затухающие колебания эфира и отпечатки звуковых волн на глине... Впрочем, мы отвлеклись. До компьютеров ещё сотни лет - а человек уже здесь, на берегу. Как бы поступили мы? Ну, поглядели бы вдаль, может, сказали бы "Ах!", ну, плюнули бы с обрыва... Доматериалистический же человек, попав на такой удобный, такой дивной красоты берег, не мог удержаться - тут же начинал городить городище. И со временем...

Есть мнение, что со временем Пянтег стал столицей Коми-Пермяцкого государства. Во всяком случае, его положение на главной реке региона куда более выигрышно для решения внутренних дел, чем у находящихся на выселках Покчи и Чердыни, позже последовательно перехватывавших главенство. Как показали археологические находки, с глобализацией торговли роль главных транспортных артерий стали играть ведущие на север и восток реки Колва и Вишера. Им сдала позиции река Кама, закрутившая свои верховья в бесполезное полукольцо.

К моменту появления в этих краях новгородцев и московитов (нач. XV в.), а стало быть, и возникновения письменных источников, основанных не только на слухах, Пянтег был уже просто большим селом, жившим охотой и рыболовством. Вся торговля потекла через Чердынь, поэтому загадки Пянтега никого не волновали - были дела поважнее: христианизация края, защита новых рубежей (Пянтег оказался в тылу), построение вертикали власти (назначение воеводами местных князей препятствовало скорой и безоговорочной колонизации). Впрочем, некоторые комментаторы свидетельствуют, что и Пянтег имел свою собственную крепость, а кое-кто даже определенно выводит родословную Богоявленской церкви от крепостной башни. Все было возможно в те темные времена... А в какие "те"?

Есть мнение, что церковь (кстати, с её посвящением тоже не всё ясно - в источниках Богоявленская присутствует наряду с Богородицкой) была построена в 1612-17 гг. и является, таким образом, самой старой деревянной постройкой края. Это, пожалуй, сейчас оспаривать не принято - есть версии и о XIV веке, но, почему-то, в основном, в рекламных текстах. А вот вопрос о том, происходит ли Богоявленская церковь от крепостной башни, не устает беспокоить ученые умы.

То, что церковь находится на некотором расстоянии от городища (кстати, почти незаметного на фоне местного рельефа) - это нормально, требования к фортификации менялись, но место расположения храма, что удивительно, не тяготеет ни к оврагу с речкой, ни к возвышенности в центре села. Наиболее логичным кажется предположение, что под церковь была приспособлена угловая башня крепости, хотя использование в подобных целях проездной башни (как, скажем, в Слободском) - гораздо более стандартный прием.

На мысль о "крепостном" происхождении церкви наталкивает, в первую очередь, ее уникальная для православного храма шестигранная форма, столь характерная для оборонительных сооружений. Внимательный осмотр выявляет целый ряд загадочных деталей. В бревнах шестерика обнаруживаются вырубленные пазы и гнезда, свидетельствующие о том, что ранее к основному срубу примыкали некие несохранившиеся пристройки. Сторонники "храмовой" версии предполагают, что это было крыльцо с галереей, плюс еще что-то, не очень понятно что. Приверженцы "башенной" версии, напротив, считают, что это была пара примыкающих стен, плюс, разумеется, еще что-то, не очень понятно что. Обе теории подразумевают, что ранее постройка имела шатровое завершение - то ли с ярусом звона, то ли со смотровой площадкой, но когда оно было утрачено - ещё один вопрос. Каждая из описанных теорий не лишена здравого смысла, но подробное их раскрытие и сравнительный их анализ в рамках настоящей статьи этого здравого смысла определенно лишен.

Нельзя сказать, что Пянтегом совсем никто не интересовался: с 1980-х годов археологи активно копают городище и склон близ церкви, а неархеологи, видимо, копали всегда, да и сейчас тоже: небольшой скверик у церкви изрыт свежо и сильно. Но копают незнающие, а знающие просто подставляют карманы: после дождей с обрыва в Каму текут ручьи золотых монет, вымываемых из культурного слоя. Об этом поведали два коренных пьянтежца, отдыхавшие в скверике с бутылочкой... нет, не портвейна № 33, а настоящего "Токайского". Отчего бы и не поверить? Такое загадочное место...

Достопримечательности

  • Богоявленская (Богородицкая) деревянная церковь, предположительно 1612-1617 гг.
  • Церковь Ильи Пророка, середины 19-го века
  • Городище, не позднее конца 16-го века

Как добраться

Общественным транспортом.
От Перми или Соликамска автобусами до Чердыни (несколько раз в сутки, годятся рейсы на Чердынь и Ныроб), оттуда автобусом до цели (утром и вечером по пн, ср, пт), см. расписание по ссылке. Особо продвинутые могут обойтись без Чердыни, а пересесть на 10 км раньше, в Рябинино - если повезет.

Автомобилем.
С трассы Соликамск - Чердынь свернуть в Рябинино налево сразу за мостом через Вишеру, затем по главной дороге через поселок. Через 6 км - развилка на Пянтег и Корнино (без указателя), нам налево. Ещё через 26 км мы у въезда в Пянтег. До этого места дорога проходима безусловно - жесткий грейдер, местами с песочком. Сам Пянтег состоит из двух микрорайонов на берегах оврага, причем строители не выбирали площадку поровнее - строили под градусом, отчего село имеет своеобразный вид. (Впрочем, в тех местах есть и другие аналогичные поселения - например, Пыскор.) Улица, соединяющая берега оврага - старинная булыжная мощёнка, если б не она - село было бы вынуждено поделиться на два независимых образования. В сухую погоду можно проехать через всё село на любом автомобиле, в мокрую с уверенностью сказать нельзя: глинистые колеи начинаются прямо от знака населенного пункта и заканчиваются лишь метров через 500 на берегу оврага (упомянутая мощёнка).


[Статья подготовлена В.Шелёминым
специально для проекта "Малые Острова России"
]

[Автор благодарит А.Тилипмана
за дополнения к настоящей статье
]

Пянтег. Церковь Ильи Пророка. Фото В.Шелемина.
Пянтег. Церковь Ильи Пророка.
Фото В.Шелемина.