Емецкий приход

Современное местоположение:  Холмогорский р-н, Архангельская обл.

История прихода

Приход располагался на левом берегу реки Емцы, в 5 верстах от места её впадения в Северную Двину, в 93 верстах от Холмогор. В составе прихода было 25 деревень. Жителей к 1 января 1894 г. насчитывалось - 1003 человека мужского пола и 1143 женского. Приходская церковь в селе Емецком. Емецк, благодаря хорошей почве в окрестностях, пригодной для посевов и сенокоса, удобным путям сбыта предметов местного производства по реке Емце и Двине и центральному положению в пределах Холмогорского уезда, издавна был торговым селом, превосходившим в этом отношении даже уездный город Холмогоры, особенно со времени постепенного упадка Холмогор в церковно- и гражданско- административном отношении. Уже в конце XIII и вначале XIV веков население Емецка было настолько значительно, что емецкие жители осмелились убить сына новгородского посадника Луки, совершавшего с шайкой бродяг разбойные набеги по рекам Двине и Ваге.
Первое достоверное упоминание о селе Емецке как приходе с приходской церковью относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, перенесённые в 1686 г. в Зачаческую волость, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные - женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский. На месте женского монастыря впоследствии были поставлены две часовенки в память о стоявших на том месте храмах. На месте мужского монастыря располагалось позже приходское кладбище.
Об Иоанно-Предтеченском монастыре упоминалось в писцовой книге князя Василия Звенигородского от 1587 г., где было написано: "В Емецком стану, у большого села, на р. Емце монастырь девичий, а на монастыре церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия страстотерпца деревянная-же, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и всё церковное строение прихожан и Сийского монастыря. На монастыре двенадцать келий" (Цит. по: Краткое…, с. 337).
Дальнейшая судьба монастырей, особенно женского, тесно вязана с тяжёлыми обстоятельствами смутного времени. Часть поляков из корпуса Лисовского, разбитых под Москвой, устремилась на север. Когда в Холмогорах стало известно, что они опустошают Важский уезд и намереваются то же сделать с двинскими жителями, Холмогорский воевода Пётр Иванович Пронский устроил в 1613 г. на месте Иоанно-Предтеченского монастыря деревянную крепость (острог), пустив монастырские здания на строительство укреплений и переселив монахинь в Покровский мужской монастырь, а иноков из него - в Сийский монастырь. После этого Иоанно-Педтеченсий монастырь не возобновлялся, а мужской Покровский был обращён в женский и отдан в 1616 г. в ведение Сийского мнастыря, которому принадлежал и упразднённый Иоанно-Предтеченский монастырь, как видно из той же записи князя Звенигородского. Этот монастырь в 1760 г. сгорел вместе со всем острогом и с приходской Богоявленской церковью, упоминаемой в 1513 г. После этого монахини были переведены в Холмогорский монастырь, а сгоревший Покровский более не возобновлялся.
После пожара крестьяне - прихожане сгоревшей Богоявленской церкви - построили новую Богоявленскую церковь, а бывшие монастырские крестьяне - три церкви: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) во имя Иоанна Предтечи и 3) во имя вмц. Параскевы.
Крестьяне, бывшие монастырскими, вошли в состав Емецкого прихода. Все прихожане сали делиться на две части - Богоявленскую и Покровскую. Богоявленская церковь стала называться соборной, а старшие члены причта - протоиереями и ключарями (в некоторых документах упоминались протопоп Иоанн Розанов, служивший до 1775 г., протопоп Алексей Вальнев и ключарь Иоанн Коротаев). Церкви были небогаты утварью. Так, в описи от 1771 г. говорилось, что во всех четырёх церквях было только два экземпляра оловянных богослужебных сосудов.
Все церкви сгорели в ночь на 22 сентября 1773 г. Тогда емецкие прихожане обеих половин устроили одну церковь с двумя престолами - Богоявленским и Покровским. В ночь на 1 октября 1808 г. сгорела деревянная Богоявленско-Покровская церковь.
В 1792 г. была заложена каменная двухэтажная церковь и вчерне окончена в 1808 г., когда был освящён главный престол. Первоначально в церкви было три престола: в нижнем этаже два - главный Богоявленский, освящённый 21 декабря 1808 г. архимандритом Сийского монастыря Феофилом, и придельный - во имя вмц. Параскевы, освящённый 2 июня 1822 г. благочинным Василием Павловским, и в верхнем этаже один престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы из-за тесноты был упразднён в 1855 г.
В приходе имелась ещё деревянная церковь на приходском клабище во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов. Церковь была построена в 1888 г. и снабжена необходимой утварью на средства местных торговцев - крестьян Вальневых и их матери вдовы Екатерины Вальневой, пожертвовавших 5000 руб. Церковь была освящена 28 августа 1890 г.
В приходе было также три часовни. Две из них располагались в с. Емецком и служили памятниками о двух церквях женского Иоанно-Предтеченского монастыря.Третья часовня - во имя вмч. Георгия - находилась в д. Шильцове, в одной версте от приходской церкви. Эта часовня была построена в 1877 г. вместо прежней, впервые устроенной, по преданию, на месте явления иконы вмч. Георгия в 1583 г., при игумене Сийского монастыря Питириме.
Кроме часовен, в разных местах прихода находились 16 крестов в особых крытых зданиях.
Церковно-приходское попечительство было открыто 10 февраля 1884 г., церковно-приходская школа - 9 января 1889 г. В Емецке имелось также двухклассное училище Министерства народного просвещения, открытое в 1875 г. вместо существовавшего с 1843 г. приходского училища. До 1822 г. в Емецке было духовное училище, закрытое по малолюдству.
Жертвователи: Василий Иванович Перевозников пожертвовал средства, на которые в 1823 г. была сооружена пристройка к церкви, ведущая к колокольне, а в 1825 г. отлит большой колокол в 169 пудов. Другой колокол, полиелейный, был отлит в 1769 г. на средства Ивана Брагина. В 1887 году крестьянин прихода Александр Пентелеев пожертвовал 100 руб. в пользу церкви.
Священники: Никита Ильин (упом. в 1513 г.); Иоаким Симонов (-1690); Василий в 1710 г.; Михаил в 1711 г.; Василий Спиров в 1730 г.; Михаил Вальнев в 1758-1759 г.г.; Иван Васильев (иеромонах Иона) в 1759 г.; Афанасий Онуфриев; Феодор Галактионов; Афанасий Вальнев до 2.11.1760; Алексий Вальнев до 1773 г.; Лукиан Тущев; протопоп Иоанн Розанов до 1775 г.; Иоанн Коротаев ключарь до 1775 г.; протопоп Алексий Петров; Иоанн Владимиров до 1785 г.; Иоанн Шабунин с 1780 г.; Василий Васильевский до 1785 г.; Иоанн Вальнев до 1805 г.; Стефан Варфоломеев с 1790 г.; Иоанн Сидоровский до 1807 г.; Андрей Тырыданов с 1807 г. (переведён из Холмогорского собора); Гавриил Львов; Алексей Кутейников; Иоанн Терентьев; Василий Павловский до 1817 г.; Иоанн Прялухин до 1837 г.; Иоанн Михайлов с 1838 г.; Иоанн Варфоломеев до 1851 г.; Алексей Ежов 1852-1857 г.г.; Иоанн Сибирцев 1858-1860 г.г.; Павел Мефодиев 1860-6.2.1871; Евгений Кремлев до 1.9.1874; Димитрий Димитриевич Козмин с 16.8.1891 (1894:53, студент АДС, 14.9.1865 - рукоположен в сан священника, 4.7.1887 - протоиерей).
Церковный староста: Александр Вальнев 1887-(1890) г.г.

Библиография

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 335-342.

Принятые сокращения
Обратная связь